Биография Произведения Интервью Фотографии E-mail
 
 

СВОИ ЛЮДИ


Радостно читать такую книгу, осознавая при этом, что, слава Богу, жива ещё настоящая литература, есть ещё бескорыстные люди, отдающие свою жизнь на создание литературных, духовных ценностей, которые как некая атомная энергия будет питать-согревать не одно поколение, неиссякаемо отдавая свою концентрированную энергию ума, чувств и знаний. Чётко ощущается гражданская и нравственная позиция автора, сюжеты поучительны, как восточные притчи, но благодаря высокой художественной форме не дидактичны. Тот самый принцип Аристотеля – Развлекая, поучать. Как настоящее классическое произведение книга пропагандирует вечные ценности человечества в конкретной судьбе, в конкретных обстоятельствах, когда человек обязан делать нравственный выбор. Одновременно на примерах показывается и почтенье к старшим, как безусловное должное в поведении людей, и трудолюбие, и уважение к людям труда, особо отмечена терпеливость и миролюбивость татарских жён в семейных обстоятельствах. Поражает, конечно, спектр охвата различных сторон жизни и , соответственно, богатство и творческая неповторяемость художественных приёмов, столь органичных, что мастерство кажется естественным природным голосом мастера. У каждого рассказа – своя вибрация, своя аура при сохранении единого стиля внутри произведения: от лёгкого юмора и самоиронии, подтрунивания над собой, что весьма характерно для татарского народа, до эпической восточной поэтики. Владение таким спектром говорит не только о наличии у автора литературного дара, но и о снисхождении на него за праведную жизнь и служение людям божественного ильхама. А детальное описание, например, приёмов резьбы резчика по дереву, жизни животных или насекомых, написанных с любовью и профессиональным знанием, опять-таки превращаются в нравственные уроки и в увлекательное познание, а не в сухой репортаж на основе полученной информации. Тот самый случай, когда литература воспитывает своим высоким искусством, при этом читатель не ощущает нарочитости этого захватывающего и радующего душу процесса. Одушевление животных в произведении вообще восходит к высочайшим образцам литературы этого жанра. Тут невольно вспоминаешь и «Прощай, Гульсары» и «Бима, чёрное ухо» и др. Очень много для читателя в этой книге – волшебного узнавания, казалось бы, собственного бытия с удивительным порой совпадением деталей, вплоть до дословного совпадения каких-то фраз героев. Это говорит об умении автора охватить наиболее общие явления жизни во всём её многообразии, в результате чего многие полагают, что отдельные фрагменты написаны явно о них.
Особо хочется остановиться на гражданской беспокойной позиции, Казалось бы, даже описания быта простых людей достаточно было бы при таком таланте для того, чтобы реализоваться, утолить свои творческие амбиции. Ан нет – неравнодушие честного человека, а не стороннего наблюдателя из собственной « слоновой башни» заставляет его по закону совести кричать о несправедливости - социальной в данных условиях. И судит он преступивших своей алчностью и похотливостью отщепенцев общества хоть и высокого административного ранга самой высшей нравственной мерой, имея на это полное моральное право, являясь органичной частью своего честного богобоязненного народа, несущего веками сквозь угнетения и испытания чувство божественной справедливости. Читая эти рассказы, гордишься принадлежностью к этому чистому душой народу, сохранившему в центре России, несмотря на все исторические и социальные катаклизмы свои нравственные основы, самобытность и традиции человеколюбия.
У большинства читателей нынешнего поколения ещё есть связь со своими деревенским корнями – напрямую или через жизнь предков, а потому так знакомы и дороги узнаваемые картинки деревенского быта – многотрудного и очеловеченного во всех его проявлениях. Вспоминаются сразу и свои приключения и ситуации в деревенских условиях, как будто и правда отдельные страницы напрямую писались с нашей биографии. Но ведь, что любопытно, абсолютно все рассказы книги имеют сюжет с неожиданными поворотами, непредсказуемостью, интригой, что очень, так скажем, выгодно для автора, и украшает произведение всегда. Но при этом нет детективной авантюры, а всё - неожиданно и естественно, как частенько бывает в нашей непредсказуемой жизни, когда те или иные события и обстоятельства настигают нас врасплох, происходя, как некстати, не вовремя. А уж как достойно мы выйдем из этих ситуаций, с какими потерями или уступками – это вопрос нашей внутренней цельности и нравственной зрелости.
Но общая мелодия книги, несмотря на весь драматизм судеб, мажорная. Нет безысходности, упадничества, так характерных для нынешнего искусства, когда человек чувствует себя брошенным и никому ненужным. В рассказах есть примеры всё-таки выхода из различных тяжёлых жизненных обстоятельств, не теряя чести и внутреннего мира, какую бы цену за это ни пришлось заплатить.
Потому что автор и сам влюблён в жизнь, битый-перебитый ею, полон надежд на лучшее, и душа поэта в нём по-прежнему не только рассказывает, но и поёт!!! Огромное спасибо, Ринат!
Счастлив за встречу с твоим творчеством благодаря Божьему провидению, хотя сожалею, что это не произошло пораньше.

А прочитав рассказ ТИШИНА, окунувшись и своё деревенское детство, вдруг буквально спел, а не написал вот эту песню да ещё на татарском языке. Хоть и горят мои уши из-за моей полной безграмотности и в языке, и в написании, рискну послать её, как благую реакцию творчества на высокое творчество.

ЮГАТУ

Әй, авылым, авылым,
Сагынычым, былбылым.
Ахры, син сорау бирәсең:
«Кайттыңмы кабат, улым?»

Кем мине бире көтә?
Тормышлар бик тиз утә:
Карындашлар – чит илләрдә,
Бабалар – зиярәттә.

Ни соң әле эзләдем?
Нәстә тапмый кузләрем?
Кайда, кайчан югалганнар
Татлы бала чакларым?

 

Хайдар Бедретдинов,

полковник в отставке, поэт

г. Москва