Биография Произведения Интервью Фотографии E-mail
 
 

Впечатления по книге «Свои люди» Р. Мухамадиева

Книга «Свои люди» Рината Мухамадиева произвела на меня неизгладимое впечатление. Я словно побеседовала со старшим товарищем, с самой жизнью. Автор и его герои – это сильные люди, полные чувств и добра. «Грусть не признак несчастья, братишка. Если в душе человека печаль, это еще не значит, что он несчастен. Может быть, умение грустить, жить большими чувствами и делает человека человеком, учит любить доброе, красоту. Мне кажется, что человек, в душе которого нет большого чувства, нет грусти, не может говорить о себе, что он живет. Это всё равно, что жить без любви» (рассказ «Глаза души»).
И кроется за строками настоящий Человек. Как нам, читателям, повезло быть современниками автора!
Мне словно сказали: Смотри как красочно вокруг! Чувствуешь силу природы? Видишь, какой стойкий и сильный человек! Вот она любовь! Вот они твои корни, твоя земля, твоя отчизна! Слышишь, как поёт душа? Хочется жить и действовать! Я рекомендую эту книгу, прежде всего молодому поколению.
Огромным сюрпризом для меня стала встреча на страницах книги с поэтом Валентином Васильевичем Сорокиным, ректором Высших Литературных Курсов при Литинституте. Сюрпризом для меня было ещё раз убедиться в порывистости, находчивости и живости его натуры. Родной Валентин Васильевич… (Рассказы «Путешествие на дикий остров», «Схватка на бархане»).
Большой урок преподнесла мне книга. Понятие «свои люди» стало многогранным, заиграло красками. Оно такое же многогранное, как и люди. Настоящий свой человек любит и ценит ближнего. «Я постоянно думал об этом: неужели он совсем ничего не видит? Неужели и казанские врачи не могут ему помочь? … Наверное, любой деревенский мальчишка был бы рад отдать ему один свой глаз, неужели так и нельзя помочь?» (рассказ «Глаза души»). «Свой» подхалим только и ждёт возможности перепрыгнуть человека любой ценой.
Страшно и обидно, что в нашем обществе начальство, ответственное за принятие важных решений, окружено артистами, которые играют спектакль (рассказ «Свои люди»), и что трудно честному человеку в искренних заботах о своём народе удержаться на месте. Вокруг рой «жуков» что карабкается непрестанно наверх, ради самого восхождения (рассказ «Жуки»), где героев войны, награжденных орденами и медалями, в собственной стране эти самые «жуки» определяют опасными преступниками. «Дома нет, семьи нет, да и Родины, которая могла бы нас защитить, тоже нет» (рассказ «Путешествие на дикий остров»).
«Жуки» используют алкоголь для развращения, просто ради любопытства, чтобы не было никого чище их, достойнее, даже если это животное, горный козёл (рассказ «Белые скалы»). Или алкоголь как средство влияния:
«А ты представляешь себе, как трудно было бы управлять людьми, если бы они все были трезвыми? … Не пошел бы мужик за рубль или даже за копейку батрачить на тебя! …
Радуйся и создавай дефицит рабочих мест, выкупай, выбрасывай на улицы побольше спиртных дешевых напитков, выращивай алкоголиков! И жить будешь счастливо! …. Не бойся алкаша, бойся непьющего интеллигента. Не дай им размножаться» (роман «Тени в сумерках»).
А интеллигент, который живёт искусством ради искусства, ради будущего народа, попирается сиюминутным капризом ненасытного брюха «жука».
«Ректор никак не мог понять, отчего гневается на него мэр. Ведь «четверка» неплохая оценка. А при чем тут он, если его родственница владеет предметом только на «четыре»... Как же это так получается, из-за нее, значит, я бессовестный и беспринципный? Даже против государства, так выходит?! Раньше профессора, лауреата международных премий, выдающегося композитора так не унижали. Долго сидел он, сжав руками голову, беспомощный и несчастный. Боль сжимала сердце. Дыханье схватывало. И беспомощный, ослабевший ректор упал на стол», (роман «Тени в сумерках»).
До слёз обидно, что меняются нравы в дань моде на вседозволенность и распущенность (рассказ «Ранняя осень в деревне»). «До чего же мы докатились? Почему такими равнодушными, скупыми на родство становятся люди?» (рассказ «Наличники»). Дети вырастают, покидают без оглядки и благодарности родину и родителей, становятся не настоящими, теряют корни. Соседский мальчишка высказывает герою рассказа «Тишина»: «Ты просто в гости приехал, а когда настоящий сын, он дома живет, ага!»
«А что с ним станется, с отчим домом, когда нас, родителей ваших, в живых не будет? … И стоял отчий дом, были крепки духом дети его, потому как здесь вот, в этой земле, корни наши, и мы станем вашими корнями, когда в землю эту уйдем... А если корни в одном месте, а ветви все подчистую сорваны да по сторонам раскиданы, и ни один зеленый листочек над корнями не прошелестит — кому от этого хорошо?» (рассказ «Тишина»).
«Секрет счастья наших матерей, видимо, – в глубокой привязанности к родному дому, к родной земле. Они больше, чем кто-либо другой, чувствуют ее тепло и берегут. Матери – хранительницы наших корней и теплого семейного очага, ведь пока живы наши мамы, мы – все ещё дети. В родном доме, в воспоминаниях, надежде и в умении терпеть и ждать, наверное, и есть счастье наших матерей…» (рассказ «Счастье наших матерей»).
Наши родители, бабушки, дедушки бережно хранят традиции. А какие традиции храним мы, молодые? Каким идеалам служим? Будем ли примером нашим детям? А каким примером мы можем быть, если ничего не придерживаемся, ничего не храним?
Чтобы всё наладилось, нужно быть ближе к родной земле, народу, нести в сердце часть его души. Американец татарского происхождения говорит: «Это чувство, принадлежность к народу, – оно не в языке, оно в душе… В душе оно должно быть, правда ведь?..» (рассказ «Соловей мой»). В этом случае песня помогает прочувствовать душу татарского народа, выражает чувства, единит, исцеляет, вдохновляет.
Прекрасный рассказ «Лесное пугало» пронял меня до слёз. Заботливая, сильная, справедливая, любящая природа, как и река Селингер и лесник Нургаяз, прощают и любят своих непокорных детей.
Показывает нам великое умение прощения дедушка Акбар, которое подвластно только настоящему Человеку:
«–Зачем же ты, рискуя жизнью, кинулся спасать человека, который не только односельчан твоих замордовал, но и на тебя руку поднял?..
И дедушка Акбар неизменно отвечал:
— Все мы под Богом ходим. Он ведь тоже чьё-то любимое и ненаглядное дитя...» (рассказ Дедушка Акбар).
Нам нужно прислушиваться к природе, учиться у животных, которые благороднее и мудрее людей. «Собаки не дерутся, они борются» (рассказ «Схватка на бархане»). Природа она ведь тоже воздаёт всем по заслугам так или иначе, иногда прощает, иногда воздаёт (рассказ «Голубка с ожерельем»).
Все произведения Рината Мухамадиева пронизаны чистым светом, ясно и сочно вырисовываются образы и происходящее. Ринат Сафиевич окунает нас в волнительные мгновения единения с природой. Со страницы словно веет зелёным ветерком. «Ожили птицы. Листья перешептывались, не могли наговориться. Над голубым маревом порхали бабочки всех цветов радуги. Травы посвежели, лепестки цветов приобрели глубокие от-тенки. В траве гудели пчелы и шмели» («Глаза души», рассказ).
Прочитав книгу, я словно вернулась на родину, погостила в доме, где провела детство, где всегда полно гостей, родственников, и каждый на все руки мастер и широкой души человек, где говорили, словно журчали, по-татарски, где окрестность пахла горячими пирожками. Солнце. Палисадник. Зелень…. Смотрит на меня мудрая, весёлая няняйка, в глазах грустинка. Детские воспоминания, а «они врезались в сердце, как врезается в луга хоженая тропинка» («Наличники», рассказ).

Эльвира Янмухаметова,
поэт

г. Москва
19.05.2014г.